Пояснительная записка Детская эстрада – это востребованное направление детского музыкального творчества. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Данная программа имеет художественную направленность. Программа построена в соответствии с основополагающими документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении образовательной изменений деятельности в Порядок по организации дополнительным и осуществления общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018г. №196»; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил 2.4.1.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к СП организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»; 6. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе «С методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»); 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от «4» сентября 2014 г. № 1726-р); 9. Устав МБДОУ-детский сад № 262. Программа разработана нам основе примерной программы «Эстрадное пение» для детских школ искусств, составитель Т.А. Хасанзянова, г. Москва, 2005г. Отличие данной программы от базовой заключается в акцентировании внимания на необходимости взаимодействии музыки и вокала с умением согласовывать свои движения с песенным материалом. Это помогает детям полнее воспринимать музыкальное произведение и придает движению особую выразительность. Особенностью программы является то, что ребенок с детства учится работать с аппаратурой. В пении используются синтезатор, микрофон, компьютер. Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия музыкой - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, гармонизации личности. До недавнего времени считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях образовательных учреждений является хоровое музицирование. Сейчас же большей популярностью пользуется сольное и ансамблевое пение в эстрадном исполнении, интерес детей и родителей, зрительской аудитории к этому виду творчества чрезвычайно велик и растет с каждым годом, поэтому программа является весьма актуальной. 7 актуальных причин, по которым следует заниматься эстрадным вокалом: Развитие слуха и памяти способствует успехам в учебе; Речевой тренинг повышает культуру речи; Певческое дыхание улучшает здоровье; Коммуникативные навыки способствуют адаптации в обществе; Публичные выступления содействуют психологической стойкости; Творческая реализация способствует жизненной успешности; Чувство социальной значимости содействует формированию гражданской позиции. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении освоении основ вокального творчества, как сквозь сито просеиваются более мелкие частицы, а крупные, весомые остаются внутри, так и из объединения отсеиваются дети, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным. Цель программы: освоение навыков вокального способствующих раскрытию творческих способностей детей. Задачи программы: Личностные: воспитывать интерес к вокальному творчеству; способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка. Предметные: развивать у детей элементарные певческие умения и навыки; развивать музыкальный слух и чувство ритма. Метапредметные: искусства, развивать эмоциональную отзывчивость детей; прививать детям интерес к музыке. Срок реализации программы – 1 год Форма и режим занятий Программа рассчитана на 72 часа. Занятия по данному курсу проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью занятия 15-25 минут. Ожидаемые результаты Личностные: реализация фантазии, творческого замысла ребёнка в песне; устойчивая потребность в творческих занятиях. Предметные: умение четко проговаривать скороговорки в среднем темпе; умение точно и ритмично интонировать несложную мелодию. Метапредметные: способность понимать характер несложной песни, её настроение; потребность в приобщении к музыке; Результативность реализации программы оценивается с помощью метода наблюдения, бесед с детьми, собеседования с родителями. Формы промежуточной аттестации: открытое занятие. Формы подведения итогов - открытые занятия для родителей. Учебно-тематический план N п/п. Тема Общее кол-во часов 1 1. Беседа о вокальном искусстве 2. 39 2.1 Формирование элементарных певческих навыков эстрадного вокала Комплекс дыхательных упражнений 2.2 2.3 Дикция, артикуляция Пение учебно-тренировочного материала 12 17 10 30 3.1 Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков Разучивание песни 3.2 Работа с микрофоном 5 4. Открытые занятия Итого: 2 72 3. 25 Содержание курса Тема 1. Беседа о вокальном искусстве. Теория: Знакомство с песней как с самым популярным музыкальным жанром. Прослушивание музыкального материала Тема 2. Формирование элементарных певческих навыков эстрадного вокала. 2.1. Комплекс дыхательных упражнений Практика: Дыхательная разминка по Струве (см. приложение 1) 2.2. Дикция, артикуляция. Теория: Разучивание скороговорок Практика: Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием скороговорок. 2.3. Пение учебно-тренировочного материала: Теория: Звукообразование. Практика: Упражнения на интонацию на примерах движения вверх и вниз по лесенке. Тема 3. Работа над репертуаром с использованием приобретенных навыков. 3.1. Разучивание песни: Теория: Показ – исполнение песни педагогом под фонограмму. Прослушивание аудиозаписи. Анализ песни: о чем или о ком поется в песне; сколько проигрышей в фонограмме; сколько куплетов; сколько раз повторяется припев; характер песни. Практика: Разучивание текста песни по фразам с мелодией; Работа над дыханием и дикцией; Работа над текстом (проговаривание на дыхании); Использование вокальных упражнений в работе над звукообразованием; Интонационная работа в песне; Выразительное исполнение песни. 3. 2. Работа с микрофоном. Теория. Что такое микрофон и для чего он служит. Правила техники безопасности. Правила работы с микрофоном. Практика. Простейшие навыки пения в микрофон. Интонирование. Тема 4. Открытые занятия Практика: Участие в мероприятиях ДДиЮ; Открытое занятие для родителей. Материально-техническое обеспечение Музыкальный синтезатор Компьютер 2 активные акустические колонки Микшерский пульт со встроенным ревербератором 5 радиомикрофонов СД диски с репертуаром с записями плюсовых и минусовых фонограмм USB с концертными выступлениями детей. Костюмы и игрушки Электронная база с детским песенным репертуаром Список литературы Нормативно-правовая 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018г. №196»; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил 2.4.1.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к СП организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»; 6. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О напрвлении методических рекомендаций» (вместе «С методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»); 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от «4» сентября 2014 г. № 1726-р); 9. Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования - Дом детства и юношества. Специальная литература 1. Бархатова И. Б. «Постановка голоса эстрадного вокалиста» Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008 2. Барышникова Т. К., Азбука хореографии. Внимание: дети, М.: Айрис – пресс, 2000 – 266 с. 3. Емельянов В.В. «Развитие голоса координация и тренинг» - Издательство «Лань», 1997 4. Морозов В.П. «Тайны вокальной речи» - переиздание, 2012. 5. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец : История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. - М. : ГИТИС, 2000. - 438с. 6. Охомуш Т.В. «Чистый голос» - Методика обучения эстрадному вокалу, www.PreobrajenieRUS.narod.ru 7. Сет Риггс «Как стать звездой», twirpx.com›file/60614/ 8. Сёмина Л.Р. «Эстрадный певец: Специфика профессии» - ВГГУ, 2010 Приложение 1 Дыхательная разминка по Струве 1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц: Счет на четыре: а). Вдох – голова назад, Задержка дыхания – голова прямо, Выдох – голова вниз; б). Плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно. (1 вариант – глаза смотрят в пол, 2 вариант – глаза смотрят в потолок) в). Положить голову попеременно на одно плечо, потом на другое. 2. Для развития бокового зрения: Счет на восемь: а). Поворот глаз вверх – вниз, вправо – влево. Задача вокалиста – увидеть окружающие предметы. 3. Для смачивания и размягчения голосовых связок: Счет на четыре: а). «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки; б). Пожевывание языка (копим слюну и прокалываем); в). «Бежит лошадка» - поцокивание языком; г). Вытянув губы – «сосем соску»; д). Упражнение «Дразнящая обезьянка». 4. Прочистка носоглоточной системы: Счет на четыре: а). Вдох – ведем указательным пальцем до верхних пазух, Выдох – бьем слегка указательными пальцами по крылышкам носа; б). «Нюхаем цветок»: Вдох – носом втягиваем воздух, Выдох – Ах! 5. Для подготовки дыхательной системы: Счет на четыре: а). «Надуваем шарик» Вдох - ладошки разводим в стороны, Выдох – на звук «с», ладошки соединяем; б). «Взлетает самолет» - на звук «ж-ж», усиливая или ослабевая звучание; в). «Змея или шум леса» - на звук «ш-ш» усиливая и ослабевая звучание; г). «Стрекочет цикада» - на звук «ц-ц» усиливая и ослабевая звучание; д). «Заводим мотоцикл» - «р-р», «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приближаясь. 6. Для разработки корня языка: а). Кашляем как старички – кха-кха; б). Постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень – Кх-кх; в). Застряла в горле рыбная косточка – Кхх-кхх; г). Кричит ворона – Кар-кар. 7. Для ощущения интонации: а). «Крик ослика» - Й-а, й-а, й-а (интонация резко падает сверху вниз); б). «Крик в лесу» - А-у, а-у (интонация снизу вверх); в). «Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз снизу вверх). 8. Для работы маленького язычка и пропевания ультразвуков: а). «Скулит щенок» - И-и-и – сомкнув губы в горькой улыбке; б). «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу-мяу-мяу. 9. Скороговорки: Задачи: а). Четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат; б). Проговорить скороговорки с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос и восклицание); в). Проговорить скороговорки с интонацией, обыгрывая образ и показывая действие. Скороговорка на – н, л. Скороговорка на – с, р. Няня мылом мыла Милу Сорок сорок ели сырок Мила мыло не любила. Рог носорог принес на порог. Но не ныла Мила, «Зачем он явился»- кричат тараторки Мила молодчина. Его не хватает для скороговорки Скороговорка на с, ш. Шла Саша по шоссе И сосала сушку. Скороговорка на в Верзила Вавила Весело ворочил вилы Скороговорка на действие Уточка вострохвосточка Ныряла, да выныривала Выныривала, да ныряла. Скороговорка на т, д, р. На дворе трава На траве дрова Не руби дрова На траве двора Скороговорка на к, р, л. Король на корону копейку копил Да вместо короны корову купил. А этот король на корову копил Да вместо коровы корону купил Скороговорка на т Три сороки – тараторки Тараторили на горке Скороговорка на п Перепёл перепёлку и перепелят В перелеске прятал от ребят Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)