Программа "Веселый абакус"

Пояснительная записка.
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и
творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских
счетах Абакус без использования компьютера, калькулятора, письменных
принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe, позволяющая
развить максимальную скорость восприятия и обработки информации. С
помощью программы ментальной арифметики дети могут выполнять в уме
математические операции любой сложности.
На занятиях ментальной арифметике, одновременно задействуются оба
полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует правое
полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое
полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю
мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать
синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей
и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определяется
важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков
пространственного мышления, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения
скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Данная
программа является адаптированной для детей пятилетнего возраста. Задания
построены «от простого к сложному» в программе предусмотрено увеличение
объема заданий в соответствии с количеством уроков. Каждое занятие наполнено
арифметическими заданиями занимательного характера, играми. Также занятия
направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности:
анализ,
синтез,
классификация,
аналогия,
обобщение,
сравнение.
Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто
заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок.
Это не только помогает ребенку считать как гениальный математик, но и
развивает
его
память
и
образное
мышление.
Упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и
гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему
улучшается:







Концентрация внимания;
Фотографическая память;
Точность и быстрота реакции;
Творческое мышление;
Слух и наблюдательность;
Воображение, как следствие повышается общая успеваемость ребёнка,
появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к
обучению.
Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению
детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая

развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому
способствует работа на специальных счетах.
Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в
области математики. Детки, прошедшие наш курс, с легкостью смогут складывать
и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит
сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет
представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные
способности
человека.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
предполагает:
 новое решение проблем дополнительного образования;
 новые методики преподавания;
 новые педагогические технологии в проведении занятий;
 нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации
программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее
основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста.
Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент
программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На занятиях
не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с
другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет
постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Счет происходит с
помощью абакуса демонстрационного (большого) и ученического (маленького),
на них имеются косточки, при работе с которыми развивается мелкая моторика
рук, способствующая интеллектуальному развитию ребенка. Предлагаемая
система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам
и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки,
а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Цель программы:
развить в детях интеллектуальные и познавательные
способности вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки
информации посредством обучения счета на абакусе. Развить внимание, память,
логическое мышление.
Задачи:
Обучающие:
 совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических
счет Абакус;
 обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе,
увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
2

 развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного
мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к
визуализации;
 развитие
мелкой
моторики
детей
для
активации
внутреннего
интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
 развитие познавательной активности;
Воспитывающие:
 воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
 воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
 воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что на каждом
занятии дети считают при помощи специального инструмента - абакус. Счет
производится пальцами обеих рук. После закрепления умений считать при
помощи абакуса, дети переходят на воображаемый абакус и решают примеры
мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет
решать примеры на большой скорости. А происходит потому, что при счете в уме
обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится
следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает косточки,
выполняет все действия без остановки и только в конце считывает ответ. Абакус
дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле
сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются
и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем
горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим,
пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При
работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению
вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети
осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на
абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой по ментальной
арифметике..
Для обучения по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей
рабочей программе принимаются все желающие, без предварительного отбора.
форма обучения – групповая
режим занятий – 2 раза в неделю (по 30 мин – 1 ак.час).
На каждом занятии проводится физкультминутка на развитие межполушарного
взаимодействия, мелкой моторики, игра.
3

Планируемые результаты
Дошкольники получат возможность знать:
 Правила работы на инструменте абакус;
 Правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
 Правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
 Правила техники безопасности при работе в группе.
Овладение:
 Ребенок умеет работать на Абакусе, считая двумя руками одновременно.
 Освоил прием ментального счета.
 Знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
 Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по
очереди.
 Умеет работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
 Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
 Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)
 Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально.
Развитие:
 Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать,
переключаясь на другое задание.
 Развитие скорости мышления и скорость обработки информации;
 Развитие концентрации зрительного и слухового внимания;
 Развитие
наблюдательности,
самостоятельности,
находчивости,
сообразительности.
В конечном итоге повышается общая успеваемость ребёнка, появляется
уверенность в себе.
Формы контроля (аттестации):






Беседа
Наблюдение
Устный опрос,
Письменная работа,
Тестовые задания,
Количество занятий в
неделю
2

Учебный план
Количество недель

Всего занятий

62

124

Учебно-тематический план для детей первого года обучения
месяц
№ п/п
Тема занятия
Количество
занятий
1
Введение в математику. Знакомство с
8
октябрь
абакусом.
Правила
работы
и
безопасности на абакусе.
ноябрь
2
Развитие пространственного мышления.
8
Правила работы на абакусе
4

декабрь

3

Развитие пространственного мышления
8
и начала программирования. Правила
работы на абакусе
январь
4
Знакомство с работой в тетради.
5
Правила счета на абакусе.
5
Знакомство с цифрой 1. Состав числа
1
февраль
6
Знакомство с цифрой 2 Состав числа
1
7
Знакомство с цифрой 3. Состав числа.
1
8
Знакомство с цифрой 4. Состав числа.
1
Знакомство с ментальными картами.
9
Знакомство с цифрой 5. Состав числа.
1
10
Знакомство с цифрой 6. Состав числа
2
11
Знакомство с цифрой 7. Состав числа.
2
март
12
Знакомство с цифрой 8. Состав числа.
2
13
Знакомство с цифрой 9. Состав числа.
2
14
Сложение и вычитание 1-4.
2
15
Сложение 1-5. Правило 5
2
апрель
16
Вычитание 1-5. Правило 5
2
17
Закрепление. Знакомство с
6
ментальными картами. Тестирование.
май
18
Сложение и вычитание 1-9.Ментальные
8
карты.
Учебно-тематический план для детей второго года обучения

октябрь
ноябрь

19
20

декабрь

21

январь

22

февраль

23
24

март

25
26

апрель

27
28

10 и виды десяток. Правило 10.
Сложение и вычитание 10-40.
Правило 10
сложение и вычитание 10-90.
Правило 10
Сложение и вычитание однозначные и
десятки
Сложение и вычитание однозначные и
десятки. Ментальные карты.
Сложение и вычитание двухзначные
одинаковые 11-44
Сложение и вычитание двухзначные
одинаковые 11-55
Сложение и вычитание двухзначные
одинаковые 11-99
Сложение и вычитание двухзначные
одинаковые 11-99. Ментальные карты.
Сложение и вычитание двухзначные
разные (два ряда)
5

8
8
8
6
2
6
4
4
2
6

май

29
30

Сложение и вычитание двухзначные
разные (три ряда)
Закрепление.

7
1

Содержание изучаемого курса
1.Тема: Вводное занятие. Знакомство обучающихся с педагогом. Выявление
уровня первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности.
Диагностика.
2.Тема: «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)»
Теория: Понятие «ментальная арифметика». История возникновения ментальной
арифметики в Японии и Китае. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая
гимнастика. Рассматривание абакуса. Игры со счётами.
3. Тема «Знакомство с абакусом»
Теория: Строение абакуса.
Практика. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Перекладывание косточек.
4. Тема: Учимся перекладывать, сбрасывать на абакусе. Набор чисел,
использование пальцев. Теория: Что такое «земные» бусины. Как складывать
пальцы при передвижении косточек.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные
упражнения. Набор чисел на абакусе.
5. Тема: Учимся перекладывать, сбрасывать на абакусе. Набор чисел,
использование пальцев, Цифра 1.
Теория: Как складывать пальцы при передвижении косточек.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные
упражнения. Набор чисел на абакусе.
6. Тема: Повторение отображения чисел.
Теория: Строение абакуса. Как складывать пальцы при передвижении косточек.
Цифра 2. Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Чтение загадки про числа.
Набор чисел на абакусе.
7. Тема: Знакомство с флеш-картами. Цифра 3. Состав числа.
Теория: Что такое флеш-карта и ими пользоваться. Практика: Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с
использованием флеш-карт.
8. Тема: Ментальная карта и как с ней работать. Цифра 4
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
9. Тема: Ментальная карта и как с ней работать. Цифра 5. Правило пятерочки
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
10. Тема: Ментальная карта и как с ней работать. Цифра 6
6

Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
11. Тема: Ментальная карта и как с ней работать. Цифра 7
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
12. Тема: Ментальная карта и как с ней работать. Цифра 8
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
13. Тема: Ментальная карта и как с ней работать. Цифра 9
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
14. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 4, когда не
требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика:
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные
упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
15. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не
требуются правила) Сложение 1-5. Правило 5 Тема: Сложение с 5 методом
«Помощь брата».
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Набор чисел на абакусе.
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные
упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
16. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не
требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение
заданий в рабочей тетради. Вычитание с 5 методом «Помощь брата».
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Набор чисел на абакусе.

7

17. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не
требуются правила)Теория:
Правильная постановка пальцев при простом
сложении и вычитании. Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные
упражнения. Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
18. Тема: Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах.
Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз.
Отображение чисел, набор чисел на счетах. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
19. Тема: Знакомство с двухзначными числами. Состав числа 10.
Теория: Состав числа 10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные
упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением
известных правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
20. Тема Числа от 10 до 20.
Теория: Двузначные числа на абакусе, на флеш-картах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз.
Отображение чисел, набор чисел на счетах. Сложение и вычитание на счётах и
ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
21 Тема Числа от 10 до 20.
Теория: Двузначные числа на абакусе, на флеш-картах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз.
Отображение чисел, набор чисел на счетах. Сложение и вычитание на счётах и
ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
22. Тема Сложение с двухзначных чисел.
Теория: Отображение и набор чисел на абакусе.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные
упражнения. Сложение на абакусе и ментальной карте с применением новых
правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
23. Тема Сложение с двухзначных чисел.
Теория: Отображение и набор чисел на абакусе.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные
упражнения. Сложение на абакусе и ментальной карте с применением новых
правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
24. Тема: Вычитание с двухзначных чисел.
Теория: Отображение и набор чисел на абакусе.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз.
Математические загадки. Вычитание на счётах и ментальной карте с
применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
25. Тема: Вычитание с двухзначных чисел.
8

Теория: Отображение и набор чисел на абакусе.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз.
Математические загадки. Вычитание на счётах и ментальной карте с
применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
26. Тема: Набор десятков на абакусе.
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Сложение при помощи правила на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
27-29. Тема: Набор десятков на абакусе. Числа от 20 до 99.
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Сложение и вычитание при помощи правил на абакусе и ментальной карте.
Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
30 Итоговое занятие.
Методическое обеспечение
Каждое занятие насыщенно работой по полноценному интеллектуальному
развитию детей, а именно:








Методическая литература;
Индивидуальное рабочее место;
Ментальные карты
Флеш- карты
Индивидуальные счёты Абакус
Демонстрационные (большие счеты) Абакус
Канцелярские принадлежности;

Игры на развитие внимания, памяти, мышления:
 Дидактическая игра «Найди ошибку»
 Дидактическая игра «Найди отличия и сходство»
 Дидактическая игра «Назови картинки и повтори»
 Дидактическая игра «Накорми зверюшек»…
Игры для одновременной работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности,
скорости принятия решений.
 Игра «Фрукты-овощи»
 Игра «Сено-солома»
 Игра «2 города и имя»…
Пальчиковая гимнастика:
 «Замок»
 «Помощники»
 «Удивительно»
 «Белка»…

9

Список литературы
1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как 7..Учебник по
ментальной арифметике
2. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный
метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал
«Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
3.Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.
Д. Вендланд (часть1)
4. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса.
Д. Вендланд (часть 2)
5.Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
6. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77).
С. 53-59.
7. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника //
Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
8.http://menar.ru.com
9.YouTube «Ментальная арифметика для каждого

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (343) 298-09-33 заведующий, (343) 341-49-02 охрана

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».