Дополнительная развитии» образовательная социально-педагогической программа «Ступеньки направленности для в детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 (8) лет). Преподаватель: Рагозина Ольга Гайнетдиновна. Рабочая программа «Ступеньки в развитии» предназначена для подготовки детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 (8) лет) к школе. Программа представляет личностно ориентированную модель подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению. Содержание программы разработано на основании «Закона об образовании в Российской Федерации», в соответствии федеральной образовательной программой дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и начального общего образования, а также с учетом федеральной образовательной программой начального общего образования. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Ступеньки в развитии» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Цель программы «Ступеньки в развитии» – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством усвоения универсальных учебных действий составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Основные задачи программы: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально- волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность. Место занятий в учебном плане Программа «Ступеньки в развитии» предлагает систему занятий и состоит из следующих курсов: «Подготовка к обучению грамоте и подготовка руки к письму», «Математика и развитие логического мышления». Занятия имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 25 мин – старшая группа, 30 мин – подготовительная группа. Программа рассчитана на 36 недель. Общее количество занятий – 72. Предполагаемое количество групп: 3 группы по 10 человек. Планируемые результаты освоения программы В ходе освоения содержания программы «Ступеньки к школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Познавательные учебные действия: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные учебные действия: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные учебные действия: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоциональнопозитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Личностные учебные действия: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Предметные результаты. Ребенок научится: распознавать первый звук в словах; отвечать на вопросы педагога по содержанию, делать элементарные выводы; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 10 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге. Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два. «Подготовка к обучению грамоте и элементам письма» (1 – ый год обучения для детей 5- 6 лет) Планируемые результаты для детей 5 - 6 лет, к концу обучения учащиеся должны знать/ понимать: - слог, слово; - уметь: называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных; - различать слог, слово; - находить и называть место звука в слове; - называть часто встречающийся звук в тексте; - обводить фигуры по пунктиру; - раскрашивать, не заходя за пределы фигуры; - писать простейшие элементы; - штриховать по образцу. «Подготовка к обучению грамоте и элементам письма» (1 – ый год обучения для детей 6 – 7(8) лет) Планируемые результаты для детей 6 – 7 (8) лет, концу обучения учащиеся должны знать/ понимать: - звук, слог, слово; - слово и предложение; - ударение; - уметь: называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных; - называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета; - различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; - различать звук, слог, слово; - обводить фигуры по пунктиру; - раскрашивать, не заходя за пределы фигуры; - писать простейшие элементы; - штриховать по образцу. «Математика и развитие логического мышления» (1 – ый год обучения для детей 5 – 6 лет) Планируемые результаты для детей 5 - 6 лет: - умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов; - умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, <, >, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда; - умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5; - умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти; - умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки; - умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги. «Математика и развитие логического мышления» (1 – ый год обучения для детей 6 – 7(8) лет) Планируемые результаты для детей 6 -7 (8) лет: - ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.); - определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.); - сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их; - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; - сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же); - определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом; - объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание; - различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире; - воспринимать учебно-познавательную задачу и способы ее решения; - проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.). Материально-техническое обеспечение программы Материально-техническая база школы приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации программы, необходимого учебно материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Материально-технические условия реализации программы обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Для занятий необходимо иметь материально-техническую базу: столы; стулья; стол для педагога; шкафы для хранения; цветной принтер; цветные карандаши; простые карандаши. Учебно-методическое обеспечение программы Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия: 1. Готовим руку к письму / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М..: Изд. АСТ, 2022. – 96 с. – (Полный курс обучения письму). 2. Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей: рабочая тетрадь / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Ювента», 2010 – 96 с. ил. 3. Изучаем грамоту. Тетрадь с заданиями для развития детей 5 – 7 лет, часть 1. - Изд. С.В. Бурдина. – 2017. – 39 с. 4. Математические ступеньки. Пособие для детей 5 – 7 лет / С.И. Волкова. – М: Просвещение, 2017 – 95 с. ил. 5. Рабочая тетрадь дошкольника «Состав числа». Серия «Математика». – Киров, АО «Первая Образцовая типография», филиал «Дом печати – Вятка», 2022, 32 с. 6. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи / Т.П. Трясорукова. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 31с.: ил. – (Школа развития). 7. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: пальчиковый фитнес: рабочая тетрадь / Т.П. Трясорукова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 38 с.: ил. – (Школа развития). 8. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: метод. пособие для педагогов / Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова, Л. Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2006. - 94 с.: ил. - (Скоро в школу). 9. Скорочтение \ М.А. Жукова. – М.: СИМБАТ, 2022. – 96 с.: ил. 10. Усидчивость и внимание. Корректурные пробы: рабочая нейротетрадь для дошкольников / Ю.Е. Рязанцева. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 32 с.: ил. – (Орешки для ума).