Программа "Ступеньки к знаниям"

Дополнительная
развитии»

образовательная

социально-педагогической

программа

«Ступеньки

направленности

для

в

детей

старшего дошкольного возраста (5 – 7 (8) лет).
Преподаватель: Рагозина Ольга Гайнетдиновна.
Рабочая программа «Ступеньки в развитии» предназначена для
подготовки детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 (8) лет) к школе.
Программа представляет личностно ориентированную модель
подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению. Содержание
программы разработано на основании «Закона об образовании в Российской
Федерации», в соответствии федеральной образовательной программой
дошкольного
образования
и
федеральным
государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и начального общего
образования, а также с учетом федеральной образовательной программой
начального общего образования.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа
предъявляет к первокласснику довольно высокие требования.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым
формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Программа «Ступеньки в развитии» решает задачи общего развития
будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических
функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель программы «Ступеньки в развитии» – успешная адаптация детей
дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание
условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной
ступени на другую. Развитие потенциальных возможностей ребенка
посредством усвоения универсальных учебных действий составляет основу
начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному
обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Основные задачи программы: сохранение и укрепление здоровья;
развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и
ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие
психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-

волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений
действовать по правилам.
Основные положения программы: подготовка к школе носит
развивающий характер; обеспечивает формирование ценностных установок;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; готовит переход от
игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе
школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с
учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой
деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
Место занятий в учебном плане
Программа «Ступеньки в развитии» предлагает систему занятий и
состоит из следующих курсов:
«Подготовка к обучению грамоте и
подготовка руки к письму», «Математика и развитие логического
мышления».
Занятия имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 2
раза в неделю. Продолжительность занятий: 25 мин – старшая группа, 30 мин
– подготовительная группа. Программа рассчитана на 36 недель. Общее
количество занятий – 72.
Предполагаемое количество групп: 3 группы по 10 человек.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Ступеньки к школе»
предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные
учебные
действия:
знаково-символическое
моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как
составление целого из частей, в том числе с самостоятельным
достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление; выделение общего и различного; осуществление
классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов
задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные учебные действия: осуществление действия по
образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть
указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление
контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать
оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные учебные действия: овладение определенными
вербальными и невербальными средствами общения; эмоциональнопозитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и
сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Личностные учебные действия: мотивационные и коммуникативные,
формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в
школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится: распознавать первый звук в словах; отвечать на
вопросы педагога по содержанию, делать элементарные выводы; участвовать
в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого
речевого общения; различать геометрические фигуры по форме
(треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 10 и в
обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10,
соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на
клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые
контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству,
вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить
спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и
соотносить их с буквами; устанавливать количественные отношения в
натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и
отсчитывать по одному, по два.
«Подготовка к обучению грамоте и элементам письма»
(1 – ый год обучения для детей 5- 6 лет)
Планируемые результаты для детей 5 - 6 лет, к концу обучения
учащиеся должны знать/ понимать:
- слог, слово;
- уметь: называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных;
- различать слог, слово;
- находить и называть место звука в слове;
- называть часто встречающийся звук в тексте;
- обводить фигуры по пунктиру;
- раскрашивать, не заходя за пределы фигуры;
- писать простейшие элементы;
- штриховать по образцу.

«Подготовка к обучению грамоте и элементам письма»
(1 – ый год обучения для детей 6 – 7(8) лет)
Планируемые результаты для детей 6 – 7 (8) лет, концу обучения
учащиеся должны знать/ понимать:
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
- ударение;
- уметь: называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных;
- называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия
предмета и признак предмета;
- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки;
- различать звук, слог, слово;
- обводить фигуры по пунктиру;
- раскрашивать, не заходя за пределы фигуры;
- писать простейшие элементы;
- штриховать по образцу.
«Математика и развитие логического мышления»
(1 – ый год обучения для детей 5 – 6 лет)
Планируемые результаты для детей 5 - 6 лет:
- умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными, соотносит
запись чисел 1-10 с количеством предметов;
- умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе
составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, <, >, отвечать на
вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания
свойств числового ряда;
- умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в
пределах 5;
- умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам,
отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать
задачи в пределах пяти;
- умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи
зависимость результата измерения величин от величины мерки;
- умеет выражать словами местонахождение предмета относительно
другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.

«Математика и развитие логического мышления»
(1 – ый год обучения для детей 6 – 7(8) лет)
Планируемые результаты для детей 6 -7 (8) лет:
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в
центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном
направлении:
вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше,
ниже, между и т. д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические
действия; упорядочивать их;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с
любого числа;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше,
столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно
обозначать результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл
действий сложение и вычитание;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок,
треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в
окружающем мире;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы ее решения;
- проводить мыслительные операции на несложном материале
(сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить
классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности
и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие
логические рассуждения и др.).
Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническая база школы приведена в соответствие с
задачами по обеспечению реализации программы, необходимого учебно материального оснащения образовательного
процесса и созданию
соответствующей образовательной и социальной среды.
Материально-технические
условия
реализации
программы
обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных
Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Для занятий необходимо иметь материально-техническую базу: столы;
стулья; стол для педагога; шкафы для хранения; цветной принтер; цветные
карандаши; простые карандаши.

Учебно-методическое обеспечение программы
Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия:
1.
Готовим руку к письму / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М..: Изд.
АСТ, 2022. – 96 с. – (Полный курс обучения письму).
2.
Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей: рабочая
тетрадь / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Ювента»,
2010 – 96 с. ил.
3.
Изучаем грамоту. Тетрадь с заданиями для развития детей 5 – 7
лет, часть 1. - Изд. С.В. Бурдина. – 2017. – 39 с.
4.
Математические ступеньки. Пособие для детей 5 – 7 лет / С.И.
Волкова. – М: Просвещение, 2017 – 95 с. ил.
5.
Рабочая тетрадь дошкольника «Состав числа». Серия
«Математика». – Киров, АО «Первая Образцовая типография», филиал «Дом
печати – Вятка», 2022, 32 с.
6.
Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи /
Т.П. Трясорукова. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 31с.: ил. –
(Школа развития).
7.
Развитие межполушарного взаимодействия у детей: пальчиковый
фитнес: рабочая тетрадь / Т.П. Трясорукова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2021. – 38 с.: ил. – (Школа развития).
8.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: метод. пособие
для педагогов / Т. И. Гризик, Л. Ф. Климанова, Л. Е. Тимощук. - М.:
Просвещение, 2006. - 94 с.: ил. - (Скоро в школу).
9.
Скорочтение \ М.А. Жукова. – М.: СИМБАТ, 2022. – 96 с.: ил.
10. Усидчивость и внимание. Корректурные пробы: рабочая
нейротетрадь для дошкольников / Ю.Е. Рязанцева. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2023. – 32 с.: ил. – (Орешки для ума).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону (343) 298-09-33 заведующий, (343) 341-49-02 охрана

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».