Пояснительная записка Направленность программы, уровень освоения программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Программа по логоритмике имеет социально-гуманитарную направленность. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Федеральный 3. государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена 4. приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным 5. общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования 6. к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); 7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности 8. Устав МБДОУ Образовательная программа МБДОУ. Актуальность программы В системе дополнительного образования программа по логоритмике «Логоритмика круглый год» ориентирована на развитие речевых и моторных способностей детей в различных областях деятельности (познавательной, коммуникативной, творческой), на передачу духовного и культурного опыта человечества и воспитание творческой гармонично развитой личности. Логоритмика (логопедическая ритмика) предполагает применение различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека в качестве развивающего и/или коррекционного фактора. Логопедическая ритмика - это обобщённое понятие, представляющее собой своеобразный вид двигательной терапии. Даная терапия основывается на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом, порождающим положительные изменения в психо-моторной сфере, выступает ритм (двигательный, музыкальный, речевой). Основными формами работы при этом является собственно ритмика, то есть система физических упражнений, построенная на связи движения с музыкой, и речедвигательная ритмика - система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с одновременным проговариванием различных речевых единиц, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Основные цели логопедической ритмики - профилактика речевых нарушений, развитие актуальных речевых умений и навыков, а также коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка средствами движения, музыки и слова. Однако, если рассматривать логоритмику в узком смысле, то можно сказать, что основная цель логоритмики - формирование чувства ритма. Ритм - это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, позволяет планировать и реализовывать фразовую речь, ускоряет развитие разнообразных лингвистических способностей. Средства логоритмики в широком смысле - это музыка, движение и речь, которые представляют собой систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-речевых упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности ребёнка. Таким образом, сочетание двигательных, речевых и музыкальных аспектов логоритмики позволяют говорить о ней как о синтетическом методе, включающем в себя не только и не столько музыкально-речевые, сколь терапевтические, развивающие и воспитательные задачи. Реалии современной жизни таковы, что вопросами воспитания и образования детей уделяется всё больше внимания ив то же время ни для кого не секрет: наши дети становятся всё менее образованными и воспитанными в общепринятых смыслах этих слов. Любой педагог, проработавший продолжительное время в образовательном учреждении, подтвердит, что контингент воспитанников за последние годы значительно изменился: дети стали менее усидчивы, менее внимательными, они хуже воспринимают и запоминают материал, преподносимый в традиционной форме. При разработке данной программы учитывались следующие особенности воспитанников дошкольных учреждений: • низкий уровень общих показателей здоровья (нарушения осанки, плоскостопие, слабость дыхательной системы, увеличенная масса тела, нарушения зрения и др.); • недостаточный уровень физического развития относительно биологического возраста (общая моторная неловкость, задержанное формирование основных навыков и др.); • особенности высших психических функций (низкий уровень слухового внимания, трудности установления межанализаторных связей, плохо развитое воображение и др.); • специфика речевого развития (формирование речевых навыков с задержкой и в меньшем объёме, неразвитое фонематическое восприятие, низкий уровень понимания предложно-падежных конструкций и др.); • эмоционально-личностное своеобразие (трудности установления партнёрских отношений внутри группы, недостаточность саморегуляции и самоконтроля, неумение сопереживать и др.). Необходимость и актуальность программы по логоритмике «Логоритмика круглый год» обуславливается не только выше указанными особенностями дошкольников, но и необходимостью интегрированного разностороннего подхода в современных условиях к решению педагогических задач. Так, например, существует психо-физиологический механизм взаимодействия движения и речи на основе уровневой теории организации Н.А. Бернштейна. Теория построена на принципе связи общей моторики и речи, который позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики. У современных дошкольников выявляется неравномерность в развитии разных компонентов двигательной сферы, при этом более других отстают в своем развитии мелкая моторика пальцев рук, общая координация движений и артикуляционная моторика. Поэтому использование логоритмических упражнений - «речь через движение» становится необходимым и единственно эффективным методом активизации речи дошкольника. Исследователи выделяют несколько групп нарушений психо-физической организации моторики, свойственные многим детям дошкольного возраста: • дети с элементами общего недоразвития речи, где страдают основные моторные навыки и речь как система языка в целом; • дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, где нарушены динамическая координация движений, повышен тонус мускулатуры, страдает звукопроизносительная сторона речи; • дети с фонетическими нарушениями, при котором нарушены тонкие, дифференцированные движения общей моторики и движения органов артикуляционного аппарата. Известно, что логоритмика обладает высоким развивающим и коррекционным потенциалом по отношению к моторным, высшим психическим функциям, в том числе речевой. Доказано (Шашкина Г.Р. 1995; Бабушкина Р.Л., 2011) , что в результате проведения логоритмических занятий с дошкольниками вырабатываются определённые двигательные навыки и совершенствуется процесс развития и коррекции речи. А потенциальные возможности развития речи выявляются при сопряжённом развитии речи и моторики. Показано, что у детей в дошкольном возрасте при проведении логоритмических занятий, которые учитывают особенности речи и моторики можно добиться более быстрой и эффективной коррекции произносительной стороны речи, а также развития общей моторики в целом. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений на всех уровнях моторики (крупная, мелкая, артикуляционная). Точное, динамичное выполнение движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Таким образом, развитие движений у детей - первый и необходимый шаг к развитию речи. Полученные в процессе занятий логоритмикой общие моторные умения у большинства детей достаточно устойчивы и могут быть перенесены на речевую моторику. Вместе с тем, потенциальные возможности формирования и совершенствования моторных навыков по-разному реализуются у разных детей. Большинство дошкольников осваивают предложенный им материал в процессе групповых логоритмических занятий. При этом у каждого ребёнка выявляются свои трудности в овладении различными видами движений, в том числе артикуляционными, как правило, они могут быть успешно преодолены благодаря индивидуальному подходу на занятиях. Применение средств и методов логоритмики в воспитании дошкольников обеспечивает эффективное формирование двигательных качеств и психических процессов у занимающихся, в том числе у детей с речевыми нарушениями. Это обеспечивает ярко выраженную интеграцию двигательной и познавательной деятельности. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как её результат. В этом случае средства и методы логоритмики могут быть использованы не только для развития двигательных, речевых и ритмических способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей. Таким образом, актуальность программы «Логоритмика круглый год» обусловлена необходимостью внедрения всестороннего подхода к решению важнейших проблем дошкольного образования через использование здоровьесберегающих технологий на занятиях. Данная программа ориентирована на активизацию речевой, познавательной, двигательной и творческой деятельности дошкольников. Предполагается, что занятия логоритмикой не только будут способствовать частичной компенсации речевого недоразвития воспитанников, стимулировать развитие высших психических функций, являющихся базой речевой деятельности, расширять кругозор, но и разовьют общую, речевую и мелкую моторику, окажут положительное влияние на становление чувства ритма и творческой активности детей. Адресат программы – дети, раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и подготовительных к школе групп, с нарушениями речи и не имеющие дефекты речи. Требования к уровню освоения Программы Уровень Целеполагание Минимальные освоения требования к Программы результативности Программы Стартовый Формирование и развитие темпо-ритмической стороны прогнозируемых речи; удовлетворение результатов. индивидуальных музыкальных, потребностей Открытая ООД для родителей, в певческих конце учебного года, с обучающихся, формирование Освоение целью презентации нравственно- полученных результатов. этических качеств. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части. Кружок по логоритмике относится к дополнительным услугам, оказываемым ДОУ, что является Дополнительное актуальным образование по направлением праву развития рассматривается, как учреждения. важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода, возможна творческая, авторская позиция педагога. Дополнительные услуги должны опережать спрос. Сегодня это стало веянием времени. Именно в этом и состоит новизна программы, в том, что в данном дошкольном образовательном учреждении такие занятия ещё не проводились. Цель - коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений. Задачи: Обучающие: Обучать чётким, координированным движениям во взаимосвязи с речью; Формировать правильное дыхание; Совершенствовать статическую и динамическую организацию движений; Формировать двигательную память и произвольное внимание Развивающие: Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, Развивать музыкальные и творческие способности детей; Развивать способность ориентироваться в пространстве; Развивать фонематический слух, просодическую сторону речи; Воспитательные: Воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей; Прививать детям потребность в здоровом образе жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. Коррекционные: Укреплять мышцы органов артикуляторного аппарата; Развивать мелкую моторику и тонкие движения пальцев рук; Развивать общую моторику, соответствующую возрастным особенностям детей; Развивать силу голоса; Формировать речевое и вокальное дыхание; Развивать пространственный праксис, гнозис; Условия реализации программы Требования к условиям реализации программы включают требования к педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. В целях эффективной реализации программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; 2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 3) организационно-методического сопровождения процесса реализации программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие педагогические условия: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Компенсация речевого недоразвития ребёнка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены образовательной программой массового детского сада. примерной Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место занимают логоритмические занятия. Срок реализации Программы – 1 год, занятия по Программе проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Для занятий по логоритмике набраны дети средних и старших групп. Набор детей осуществляется на общих основаниях, по желанию. Логопедическая ритмика включает в себя различные виды деятельности, а также разнообразные формы работы: - двигательные упражнения; - ритмические упражнения; - речедвигательные упражнения; - упражнения на развитие диафрагмального и речевого дыхания; - артикуляционную гимнастику; - хороводные игры; - чистоговорки; - фонопедические упражнения; - слушание аудиозаписи и угадывание звуков на слух; - самомассаж кистей рук и лица; - песни с движениями; - пальчиковые игры; - игры на развитие мимики; - коммуникативные игры; - релаксация. Режим занятий кружка по логоритмике № Группа Число п/п занятий в Время занятий неделю вторник Пятница 1 Группа № 1 (2 младшая) 2 9:25-9:45 9:20-9:40 2 Группа № 2 (средняя) 2 10:20-10:40 10:10-10: 3 Группа № 3 (1 младшая) 2 9:00-9:20 309:45-10:05 Принципы и подходы к формированию программы Принципы построения программы: Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. ООД по логоритмике планируются, проводятся и анализируются логопедом. Вопросы включения в ход ООД здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада и инструкторами физического воспитания. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения закономерностям порядок усвоения фонематической фонем системы всё больше усваиваемого подчиняется языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка, формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребёнок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребёнка. В основу программы положены ведущие подходы: Системный подход. Сущность которого, заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда. Личностный подход. Утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребёнка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Полусубъектный подход. Сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для её отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми. Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребёнок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка. Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далёк от свободного пользования словами. Словарь все ещё недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребёнок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине). Однако в речи детей всё еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»). В диалогической (разговорной) речи ребёнок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу. В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счёт длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъёма, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребёнок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда чётко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко. Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно чётко различают звонкие и глухие согласные, например, при выделении слога или слова со звуком «с» из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук «з» (или даже звук «ш»). Смешивают дети твёрдые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: «с» и «ш», «ж» и «з», звуки «с» и «ц», «щ» и «ч», «ц» и «ч». Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребёнка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребёнку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом. Ребёнок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъём, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов ребёнка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой. Слушание музыки остаётся по-прежнему весьма привлекательным для ребёнка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух. Развивается музыкальное мышление, ребёнок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребёнка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребёнка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок. Психолого-педагогические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи Особенности речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребёнка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной недостаточная устойчивость и аффективно-волевой внимания, ограниченные сфер. Отмечается возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Указанные особенности в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов показали клиническое специально организованной коррекционной работы. Специальные исследования детей разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются: гипертензионно-гидроцефалический - проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия; церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервнопсихической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности; синдром мышечного координации двигательных тонуса, нерезко движений, расстройств – выраженными недостаточностью характеризуется нарушениями изменением равновесия дифференцированной и моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности. Планируемые результаты освоения рабочей программы Планируемые результаты освоения «Соловушка» представляют собой ожидаемых освоения результатов дополнительной систему ведущих всех программы целевых компонентов, установок и составляющих содержательную основу программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ДО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы. Личностные результаты: способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; Метапредметные результаты: сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен; сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата; положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения); улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической; Межпредметные результаты: сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения; способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели: сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен; сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения; сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата; способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, инструментах, сочиняют поют, мелодии, танцуют, ритмические играют рисунки, на музыкальных танцевальные и общеразвивающие движения); улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической; воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. Тематическое планирование (2-3 года) Месяц Содержание занятий Количество занятий Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Фонетический компонент: дифференциация речевых и неречевых звуков, звуки [А], [О], [У] - кинетическое опознание. Лексико-грамматический компонент: «Осень», «Детский сад», - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка «Воротца». 2. Пальчиковая игра «Ладушки» 3. Упражнение на развитие речевого дыхания «Осень» 4. Шумовой оркестр «Кап-кап-кап» 5.Артикуляционная гимнастика с мануальной поддержкой «Весёлые ладошки» 6. Двигательное упражнение «Прогулка в лес». 7. Пальчиковая игра «Наш детский сад». Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Ы], [Э], [И] - кинетическое опознание. Лексико-грамматический компонент: «Я и моё тело», «Осень», «Музыкальные инструменты» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка «Осень с радостью встречай» 2. Упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори!» 3. Логоритмическое упражнение «Бабушка кисель варила» 4. Музыкальная игра «Если весело живётся делай так» 5. Шумовой оркестр «Тихо-громко» 6. Пальчиковая игра «Здравствуй» 7. Танец «Осень 3» Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки [Д], [Д’], [Ж], [З], [З’], [Й] - кинетическое опознание. Лексико-грамматический компонент: «Обувь», «Сказки», «Зима», «Новый Год» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка 2. Чистоговорка «Холода» 3. Стихотворение с движениями «Дед мороз хоть старенький….» 4. Артикуляционная гимнастика с мануальной поддержкой «Весёлые ладошки» 5. Игра на развитие ловкости «Ты беги, беги, беги» 6. Шумовой оркестр «Тихо-громко» 7. Танец «Зима 2» Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки [К], [К’], [Л’], [Л’], [М], [М’] - кинетическое и артикуляторное опознание. Лексико-грамматический компонент: «Зимние забавы», «Зима», «Лесные звери» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка. 2. Ритмическая игра «Строим дом» 3. Песня с движениями «В лесу родилась ёлочка» 4. Стихотворение с движениями «Дед мороз хоть старенький….» 5. Артикуляционная гимнастика с мануальной поддержкой «Звери» 6. Музыкальная игра на ускорение «Мы повесим шарики» 8 8 8 8 февраль март апрель май Фонетический компонент: дифференциация различных групп согласных звуков, звуки [Н], [Н’], [П], [П’], [Р], [Р’], [С], [С’] - кинетическое опознание. Лексико-грамматический компонент: «Зима», «День защитника отечества», «Музыкальные инструменты», «Транспорт», «Военная техника» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка. 2. Фонопедическое упражнение «Зима» к85 3. Игра на развитие ловкости «Музыкальные инструменты» з142 4. Шумовой аркестр «Тихо – громко» з142 5. Игра с движениями «Мы отважные пилоты»з 130 6. Музыкальная игра «Залезаем в самолёт». Фонетический компонент: дифференция различных групп согласных звуков, звуки [Т], [Т’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Ц] - кинетическое опознание. Лексико-грамматический компонент: «Мамин праздник», «Русские народные сказки», «признаки весны» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка весна 1 2. Подвижная игра «Баба – Яга, костяная нога» 3. Логопедическое упражнение «Бабушка кисель варила» 4. Шумовой оркестр «Здравствуй шумный ветерок» 5. Пальчиковая гимнастика «Первые подснежники» 6. Танец весна 2 Фонетический компонент: дифференциация звонких и глухих согласных звуков, звуки [Ч’], [Ш], [Щ’] кинетическое опознание. Лексико-грамматический компонент: «Весна», «День космонавтики», «Лесные звери», «Перелётные птицы», «Часы», «Продукты питания»знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка весна 2 2. Артикуляционная гимнастика с мануальной поддержкой 3. Игра с маршированием «Еду я на самокате» з124 4. Ритмическое упражнение «Строим дом» з123 5. Музыкальная игра на ускорение «Я ракета» 6. упражнение «Ладо-ладо-ладушки» Фонетический компонент: Фонетический компонент: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, йотированные дифтонги - кинетическое опознание. Лексико-грамматический компонент: «День Победы», «Военная техника», «Моя Родина», «Лесные животные», «Музыкальные инструменты», «Здравствуй, лето!» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка весна 3 2. Ритмическое упражнение «Мы – отважные пилоты» 3. Музыкальная игра на ускорение «Самолёты» («Залезаем в самолёт») 4. Упражнение с маршированием «Что такое День победы?» з145 5. Пальчиковая гимнастика «Садись-ка пальчик в вертолёт» з138 6. Танец «Здравствуй лето!» Лето 1 8 8 8 8 Тематическое планирование (4-7 лет) Месяц Содержание занятий Количе ство занятий Октябрь Ноябрь Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами обучения. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Фонетический компонент: дифференциация речевых и неречевых звуков, звуки [А], [О], [У] - кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание. Лексико-грамматический компонент: «Осень», «Лес», «Грибы», знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка «Воротца». 2. Двигательное упражнение «Прогулка в лес». 3.Пальчиковая игра «Здравствуй». 4. Коммуникативная игра «Зашагали ножки весело по кругу». 5. Массаж спины под песню «Дождик». 6. Двигательные упражнения «Грибы» 7. Двигательное упражнение «Электричка» 8. Фонопедическое упражнение. Варим грибной суп. 9.Логопедическая гимнастика на укрепление губ «Песни ветра». 10. Попевка с палочками «Кап-кап-кап». 11. Игра на развитие внимания «Лужа». 12. Двигательные упражнения «Осень яркая пара». Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Ы], [Э], [И] - кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание. Лексико-грамматический компонент: «Осень», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Иг Игры и упражнения: 1. Зарядка «Осень с радостью встречай» 2. Упражнение на развитие внимания «По ягоды» 4. Упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори!» 5. Логоритмическое упражнение «Бабушка кисель варила» 6. «Баба — Яга, костяная нога» (подвижная игра) 7. Русская народная закличка «Дождик лей». 8.Стихотворение с движениями «Во саду ли, в огороде». 9. Чистоговорка «Т — Т’» 10. Огуречик – человечек 11. Упражнение на развитие дыхательных мышц и укрепление голосового аппарата «Ветер» 12. Пальчиковая игра «Варим суп» 13. Двигательные упражнения «Злую тучку наказали». 8 8 Декабрь Январь февраль Фонетический компонент: дифференциация неречевых звуков, звуки [Б], [Б’], [В], [В’], [Г], [Г’] - кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание. Лексико-грамматический компонент: «Зима», «Птицы», «Животные», «Новый год» - Знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 1. Зарядка 2. Чистоговорка «Холода» 3. Попевка «Небо синее» 4. Игра на развитие внимания «Птицы» 5. Стихотвтрение с движениями «Ёлка» 6. Логопедическая гимнастика «Звери» 7. Польская народная игра «Лавата» 8. Стихотворение с движениями «У всех Новый год» 9. Фонопедическое упражнение «Поёт вьюга свою песню» 10. Упражнение на развитие воображения «Дорожка» 11. Двигательное упражнение «Ты шагай» 12. Пальчиковая игра «Снеговик» 13. Мы повесим шарики Фонетический компонент: дифференциация гласных и согласных звуков, звуки [К], [К’], [Л’], [Л’], [М], [М’] - кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание. Лексико-грамматический компонент: «Зимние забавы», «Зима», «Лесные звери» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 7. Зарядка. 8. Пальчиковая игра «Строим дом» 9. Попевка «Качели» 10. Шумовой аркестр «Просыпайся Дед Мороз!» 11. Ритмическое упражнение «Мороз» 12. Игра «Зайцы и волк» 13. Чистоговорка «Зима» 14. Песня с движениями «В лесу родилась ёлочка» 15. Игра на развитие внимания «Лесные звери» 16. Логопедическая гимнастика «Звери» 17. Фонопедическое упражнение «Метель» 18. Упражнение на координацию движения и речи «Зимние забавы» 19. Музыкальная игра на внимание «Что зимою не бывает?» 8 Фонетический компонент: дифференциация различных групп согласных звуков, звуки [Н], [Н’], [П], [П’], [Р], [Р’], [С], [С’] - кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание. Лексико-грамматический компонент: «Зима», «День защитника отечества», «Музыкальные инструменты», «Транспорт», «Военная техника» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 7. Зарядка. 8. Фонопедическое упражнение «Зима» к85 9. Чистоговорка «Т-Ть» «Любим мы смотреть парад» к114 10. Игра на развитие ловкости «Музыкальные инструменты» з142 11. Шумовой аркестр «Тихо – громко» з142 12. Фонопедическая игра «Парад» 13. Игра с движениями «Мы отважные пилоты»з 130 14. Игра с движениями «На горах высоких» з 133 15. Пальчиковая гимнастика «Садись-ка пальчик в вертолёт»з138 16. Зарядка. 8 8 март апрель май Фонетический компонент: дифференция различных групп согласных звуков, звуки [Т], [Т’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Ц] - кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание. Лексико-грамматический компонент: «Мамин праздник», «Русские народные сказки», «признаки весны» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 7. Зарядка весна 1 8. Подвижная игра «Баба – Яга, костяная нога» 9. Логопедическое упражнение «Бабушка кисель варила» 10. Шумовой оркестр «Здравствуй шумный ветерок» 11. Пальчиковая гимнастика «Первые подснежники» 12. Подвижная игра «Гуси, гуси» 13. Звенит капель 14. Логопедическое упражнение «Я весёлый ветерок» з145 15. Логопедическое упражнение «Вот так радуга на небе» 16. Танец весна 2 Фонетический компонент: дифференциация звонких и глухих согласных звуков, звуки [Ч’], [Ш], [Щ’] кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание. Лексико-грамматический компонент: «Весна», «День космонавтики», «Лесные звери», «Перелётные птицы», «Часы», «Продукты питания»знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 7. Зарядка весна 2 8. Шумовой оркестр «Все ребята собрались и музыка звенит» 9. Игра с маршированием «Еду я на самокате» з124 10. Ритмическое упражнение «Строим дом» з123 11. Музыкальная игра на ускорение «Я ракета» 12. Игра на пространственную ориентацию «Кто там ходит влевовправо?» 13. Логоритмическое упражнение «Ладо-ладо-ладушки» 14. Пальчиковая гимнастика «Во дворе играют в прятки» 15. Танец весна3 8 Фонетический компонент: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, йотированные дифтонги - кинетическое, акустическое и артикуляторное опознание. Лексико-грамматический компонент: «День Победы», «Военная техника», «Моя Родина», «Лесные животные», «Музыкальные инструменты», «Здравствуй, лето!» - знакомство с лексическими единицами и грамматическими категориями, отработка словоизменительных и словообразовательных моделей, активизация собственного высказывания. Игры и упражнения: 7. Зарядка весна 3 8. Логоритмическое упражнение «Вижу чудное приволье» з122 9. Ритмическое упражнение «Мы – отважные пилоты» 10. Музыкальная игра на ускорение «Самолёты» («Залезаем в самолёт») 11. Упражнение с маршированием «Что такое День победы?» з145 12. Пальчиковая гимнастика «Садись-ка пальчик в вертолёт» з138 13. Упражнение с палочками «Сидел медведь под деревом» з139 14. Ритмическое упражнение «До-ре-ми-фа-соль-ля-си» з124 15. Танец «Здравствуй лето!» Лето 1 8 8 В системе дополнительного образования программа по логоритмике «Логоритмика круглый год» ориентирована на развитие речевых и моторных способностей детей в различных областях деятельности (познавательной, коммуникативной, творческой), на передачу духовного и культурного опыта человечества и воспитание творческой гармонично развитой личности. Логоритмика (логопедическая ритмика) предполагает применение различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека в качестве развивающего и/или коррекционного фактора. Логопедическая ритмика - это обобщённое понятие, представляющее собой своеобразный вид двигательной терапии. Даная терапия основывается на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом, порождающим положительные изменения в психо-моторной сфере, выступает ритм (двигательный, музыкальный, речевой).